Работа с
одарёнными детьми на уроках английского языка
в условиях
общеобразовательной школы
(из опыта
работы по экспериментальным УМК)
Ярославцева Ольга Ивановна,
учитель английского языка МБОУ СОШ № 51
В современном
мире перед школой стоит новая задача - выявление и развитие потенциальных
возможностей личности ребёнка для успешной социализации его в окружающем мире.
Именно поэтому важно своевременно выявить признаки одаренности и постоянно развивать
их в образовательном процессе.
Произнося фразу «одаренные дети», мы подчеркиваем существование
особой группы детей, отличающихся от своих сверстников. «Одаренный ребенок» –
это тот, чей дар превосходит средние возможности большинства и раскрывается
благодаря некой среде. Среда и умное педагогическое руководство превращают дар
в талант.
Как не поддерживать, развивать талантливых детей?
Очевидно, что обучать их надо по-новому, с учётом
современных подходов, методов и технологий. Всем этим требованиям, на наш взгляд,
соответствуют новые УМК: под редакцией автора М.В. Вербицкой для начальной
школы и О.В. Афанасьевой для 5-11 классов.
Мы работаем по
этим учебникам 6-й год в рамках экспериментальной площадки ТОИПКРО и уже можем
сделать определённые выводы.
Итак, апробируя новые УМК, мы убедились в их развивающей направленности,
так как диагностические срезы продемонстрировали положительную динамику в
развитии предметных и метапредметных компетенций, а также учебной мотивации
обучающихся. Дети научились определять самостоятельно
цели работы на уроке, выявлять причины удач и затруднений, оценивать свою
деятельность.
Очень помогают в образовательной деятельности технологические
карты, которые разработаны и используются в нашей школе уже многие годы, а
также система проектно-исследовательской деятельности, реализуемая в рамках
школьного проекта «Одарённые дети». Всё
это положительно влияет на общее развитие детей, создает атмосферу
сотрудничества, формирует положительную мотивацию к обучению, познавательный
интерес, развивает интеллектуальную активность.
Поскольку из
экспериментальных УМК на сильного
ученика более рассчитан учебник М.В. Вербицкой, остановимся на анализе его эффективности в обучении одаренных детей.
Я работаю
по учебно-методическому комплексу автора М. В. Вербицкой третий год (2-4 класс)
и уже могу сделать аналитические выводы по сильным и слабым сторонам курса.
В первую
очередь следует отметить, что содержание УМК соответствует программе, требованиям развивающего обучения и, что особенно
ценно, требованиям нового ФГОС: способствует формированию ключевых компетенций
школьников. Курс направлен на развитие языковых способностей к
выстраиванию логической последовательности, догадке по картинкам, выводами с опорой на иллюстративную
наглядность, а также учебные умения: умение работать с картой, словарем, умение работать на уроке, если учитель
спрашивает других, оценивать свои успехи, делать выводы из прочитанного.
Учебник содержит хорошую подборку текстов, учитывающих
возрастные особенности и потребности детей. Особенно хороши тексты по
страноведению, а также песни, рифмовки, красочные комиксы и аудиозаписи
носителей иностранного языка.
В УМК М. В. Вербицкой
присутствуют упражнения, способствующие воспитанию интереса и
положительного отношения к изучению культуры англоязычных стран, воспитанию потребности расширять кругозор;
осознанию своей культуры через контекст культур англоязычных стран.
Учебный материал является познавательным, изложен
в занимательной, интересной форме, представлен разносторонне (и
как констатирующий, и как объяснительный), с учётом развивающего, воспитательного, учебного
аспектов, изложен логично и последовательно в соответствии с этапами
работы над речевым материалом: от формирования речевых навыков до их
совершенствования и развития умений.
Из-за большого языкового материала, обилия тем
предполагается высокая плотность и быстрый темп уроков. Следовательно, учебник
рассчитан на сильного ученика, что делает его незаменимым для работы с
одарёнными детьми.
Если
оценивать учебник с методической точки зрения, следует отметить, что:
·
УМК построен с опорой
на ранее изученный материал (лексику, грамматические структуры, умение
читать по транскрипции).
·
УМК
предполагает разнообразные схемы построения уроков и частую смену деятельности, что способствует
активности на уроках.
·
УМК нацелен
на использование разнообразных
технологий (технологии коммуникативного общения, игровые технологии, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие
технологии), разноуровневых упражнений, что создает возможности для
реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении.
·
В УМК
осуществляются как внутрипредметные, так и межпредметные связи
(страноведческая информация об англоязычных странах и родной стране, аналогии
между русским и английским языком, география и страноведение).
С дидактической стороны количество вопросов и заданий достаточно для мотивации обучения, для отработки и закрепления
материала, для организации практической деятельности, для организации
самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки
Предложенные красочные
иллюстрации и комиксы соответствуют учебным целям и задачам,
возрастным и психофизическим особенностям учащихся.
Таким образом, учебник представляет интерес для
учителей английского языка, работающих в соответствии с современными
требованиями. Интересен он и детям: большинство учеников с нетерпением ждут
каждого урока.
Но, как и всё новое, УМК имеет и слабые стороны:
учебники
перегружены фонетическими и лексическими упражнениями. Из-за большого языкового
материала, обилия тем предполагается высокая плотность и быстрый темп уроков.
Содержание домашних заданий доступно для понимания только сильным ученикам и требует
подробного, детального объяснения слабым. Следовательно, как уже писалось выше,
учебник рассчитан на сильного ученика, и труднодоступен слабым учащимся. Часто
не хватает времени на отработку важных тем, приходится задерживаться, и
периодически получается отставание от календарно-тематического
планирования.
Таким образом, в целом УМК несет свежесть и новизну во
всем, а с помощью красочных иллюстраций, занимательных упражнений учитель легче
достигает качественной подготовки и качественных ответов учащихся, но требует
некоторой коррекции в системе подачи и содержании материала.
Кроме того, работа по обоим УМК способствует развитию
учебной мотивации и познавательного интереса школьников. Это подтверждает
участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Ученики среднего и старшего
звена принимают участие во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, показывая
высокие результаты. Например, группа одаренных детей принимала участие во
Всероссийском конкурсе «East or West Home is Best».
Дети активно включились в исследовательско-поисковую работу и представили
интересный материал о наиболее значимых уголках нашего города.
Положительную динамику в развитии учебной мотивации,
познавательного интереса детей демонстрируют диагностические исследования
педагогов-психологов, подтверждают результаты анкетирования родителей.
|